Направление на ремонт по ОСАГО

Направление на ремонт по ОСАГО, какие сроки и как правильно сдать автомобиль

Наличие ОСАГО гарантирует автовладельцам, что в случае ДТП, полученный ущерб возместит страховая компания. С апреля 2017 года поврежденный транспорт направляют в специализированные сервисы для восстановительного ремонта. Лишь в нескольких случаях выплачивается денежная компенсация. В статье расскажем, где выдается направление на ремонт и в какой срок, а также ответственность страховщика за нарушение сроков в выдаче документа.

Случаи в которых можно получить деньги на восстановление автомобиля

Перечень таких оснований небольшой, лучше заранее с ним ознакомиться, чтобы знать, на что можно претендовать на законных основаниях:

  • машина полностью разрушена, восстановлению не подлежит, поэтому страховщику выгоднее перечислить деньги;
  • если выясняется, что ремонт транспорта превысит предельный лимит страховки по ОСАГО (в настоящее время размер компенсации составляет 400 000 рублей);
  • собственник автомобиля умер, наследники решили не восстанавливать поврежденный объект;
  • в ДТП пострадал инвалид, его автомобиль имеет специфические особенности конструкции, поэтому невозможно отремонтировать в обычных СТО;
  • собственник авто отказался от проведения ремонта, так как машина находится на гарантии от производителя, а у станции нет соглашения с официальным представительством;
  • автовладельцу был причинен значительный вред здоровью, поэтому он решил получить деньги за поврежденную машину;
  • по письменному согласованию пострадавшей стороны со страховой компанией.

Если страховщик незаконно отказывает в выплате денежной компенсации, то это можно оспорить в вышестоящем органе (Российском союзе автостраховщиков или Центральном банке России) или через суд.

Что такое “Направление на ремонт”

В Федеральном законе №40-ФЗ дается общее понятие «направления на восстановительные работы» – это официальный документ, выданный потерпевшей стороне, дающий право на возмещение полученного ущерба путем проведения ремонтных работ. В законе четко регламентированы сроки выдачи бланка, а также порядок и период восстановления авто.

Законодатели, заменяя живые деньги направлением на ремонт, попытались упростить процедуру возмещения ущерба. В реальности все оказалось намного проблематичнее. 

Это связано с тем, что:

  • чтобы отремонтировать автомобиль через СТО хозяину в любом случае придется обратиться к своему страховщику для получения направления;
  • собственника ограничивают в выборе сервисов, которые могут починить поврежденную машину.

В связи с этим возникает много вопросов о правилах получения бланка, ведь каждый хочет быстрее сесть за руль отремонтированной машины.

Порядок получения направления

Итак, если произошла авария, то вся процедура регистрации состоит из нескольких этапов:

  • собираются необходимые бумаги для подачи заявления;
  • собственник авто обращается к страховщику лично, либо направляет представителя с оформленной доверенностью;
  • страховая компания анализирует поступившие документы, эксперт осматривает машину, делаются расчеты стоимости ремонта, принимается решение о выплате наличных, или о выдаче направления;
  • если страховщик принимает решение об отправке поврежденного авто на ремонт, то объект передается на восстановление только в тот сервис, который утвержден в письменной форме;
  • после проведения ремонта гражданин осматривает машину, составляется акт, если все устраивает, что документ о приемке нужно подписать.

Если с момента выпуска автомобиля прошло не более двух лет, то восстановительные работы могут проводиться только в сервисах официальных дилеров.

В случаях, когда страховая компания не может предоставить услуги такого СТО, хозяин машины вправе потребовать выплаты денежной компенсации, а не проведение ремонта.

В перечень необходимых документов, которые должен подготовить собственник авто входят:

  • заявление о возмещении страховки по ОСАГО;
  • заполненное извещение о ДТП;
  • паспорт на автомобиль;
  • СТС;
  • полис ОСАГО;
  • иные документы об аварии.

Если обращается представитель собственника, то помимо паспорта он должен предъявить доверенность, где указаны его полномочия.

На что нужно обратить внимание при получении направления?

Менеджеры страховой компании при выдаче бланка могут предложить подписать несколько дополнительных бумаг, это может быть заявление и соглашение о ремонте и выборе СТО. Даже подписывая стандартный заявительный бланк страховой компании не нужно ставить отметки во всех пунктах. 

Недобросовестные компании могут пойти на хитрость, по неопытности граждане могут согласиться с невыгодными для себя условиями, например:

  • согласиться доплатить за ремонт, если суммы компенсации, выделенной страховщиком, будет недостаточно;
  • согласиться на проведение восстановительных работ в любой станции техобслуживания, предложенной компанией, хотя в определенных случаях они должны выполняться только в представительствах официального дилера;
  • согласиться на использование ранее использованных запасных частей и деталей при ремонте.

В результате чего права собственника авто могут быть нарушены. Поэтому, прежде чем подписывать какую-либо бумагу следует внимательно ее прочитать, чтобы потом не доплачивать за некачественный ремонт из собственных средств.

Сроки оформления

У водителей возникает множество вопросов, касательно сроков проведения восстановительного ремонта. В таблице можно найти ответы на них:

ВопросОтвет
Через сколько дней подается заявление в страховую компанию после ДТП?Чтобы избежать недоразумений и отказа в выплатах, рекомендуется в течение 5 дней подать заявление страховщику о выплате компенсации после получение повреждений автомобиля в аварии.
Через какое время должны выдать направление на ремонт?Если СТО включено в утвержденный перечень, с которыми работает страховая компания, то направление выдается в течение 20 дней после подачи заявления и полного пакета документов. Если ремонт планируется выполнять в сторонней мастерской, то срок выдачи документа может быть увеличен до 30 дней.
Сколько длится восстановление машины?Ремонтные работы не могут длиться более 30 дней с момента передачи автомобиля. А за каждый день просрочки к сервису предъявляются штрафные санкции в виде неустойки.

В сроки проведения ремонта установлены уже с учетом ожидания необходимых запасных частей.

Поэтому, если СТО не успел отремонтировать автомобиль в течение 30 дней, ссылаясь, что поздно поступили запчасти, это является нарушением сроков установленных законом.

Кроме того, сервисные центры должны выдать гарантию на работы по восстановлению кузова на 1 год, на другие виды ремонта – 6 месяцев.

Как правильно сдать автомобиль

Как таковых правил передачи автомобиля на ремонт не предусмотрено. Однако, чтобы избежать непредвиденных обстоятельств, лучше придерживаться следующего алгоритма:

  • получить у страховщика направление для проведения работ в рамках полиса ОСАГО;
  • самостоятельно прибыть на станцию обслуживания либо доставить автомобиль на погрузчике, если он не на ходу;
  • передать сотруднику СТО направление и иные документы, выданные страховщиком для проведения ремонта;
  • загнать машину в бокс для восстановления;
  • ожидать уведомления от сервисного центра о готовности выполненных работ, т.к. они обязаны сообщить, что автомобиль готов к выдаче;
  • приехать в техцентр, осмотреть результаты ремонта;
  • подписать акт сдачи-приемки оказанных услуг, если качество устраивает (в тех случаях, когда есть претензии к выполненным работам, то акт лучше не подписывать);

Страховщик должен предложить ремонт в мастерских, которые расположены не далее 50 км. от места жительства владельца авто, либо от места аварии.

Что делать, если ремонт выполнен некачественно

Итак, при приемке нужно тщательно проверить качество выполнения работ, убедиться, что все детали поставлены новые, ремонт выполнялся по технологии завода, выпустившего машину. Если же хозяина машины не устраивает качество ремонта, то необходимо провести процедуру оспаривания с требованием о бесплатной переделке. Так как порядок взаимодействия осуществляется по договору со страховой компанией, то и жалобу хозяин машины направляет страховщику с просьбой об устранении недостатков. 

По обращению гражданина компания должна разобраться с сервисной мастерской, так как это их обязанность.

В заявлении указываются следующие пункты:

  • наименование и адрес страховщика;
  • данные о заявителе (ФИО, адрес);
  • сведения об автомобиле, СТО, проводившем ремонт;
  • описание выявленных недочетов;
  • предъявить требования об устранении ошибок.

Если страховщик не реагирует на претензии гражданина, либо отказывается решать спорный вопрос, то для начала можно обратиться в органы, контролирующие его деятельность – это Российский союз автосраховщиков или Центральный банк России. Если эти учреждения не помогли разобраться в ситуации, то придется обращаться в суд. Возможно, придется обратиться за помощью опытных автоюристов, так как такие сопровождаются своими нюансами разбирательства.

Что грозит за нарушение сроков?

Если страховая компания выдаст направление с нарушением сроков, регламентированных законодательством, то она несет за это ответственность в соответствии с законом об ОАГО. В ст. 12 установлен размер неустойки – 1% от суммы ущерба.

В тех случаях, когда допущена просрочка по выполнению работ, то автовладелец также может претендовать на получение неустойки. Она составляет 0,5% за каждый день просрочки.

Автоматически начисление неустойки не происходит, поэтому гражданину нужно подать отдельное требование о ее выплате. В претензии указывается размер санкции, ее подробный расчет, требование о выплате. Кроме того необходимо указать реквизиты банковского счета для перечисления денег, либо попросить выплатить наличные.

Заявление подается в страховую компанию, а не в сервисный центр, т.к. именно страховщик несет ответственность за взаимодействие и проведение ремонта. Если же компания не реагирует на обращение или отказывается выплатить штрафную санкцию, то придется обращаться в суд. Здесь помимо неустойки заявитель может потребовать и взыскания штрафа. В некоторых случаях он может достигать 50% от суммы невыплаченного ущерба.

Помимо этого, гражданин через суд может взыскать со страховщика дополнительные расходы, потраченные на отправку почтой, на проведение независимой экспертизы, на услуги юриста и т.д.

Подводные камни при восстановлении автомобиля

В идеале, когда принимался закон, планировалось, что все частники будут в выигрыше. А именно, собственник авто получит отремонтированную машину в рабочем состоянии, испорченные детали заменят новыми. А страховщик самостоятельно подберет СТО для проведения работ, тем самым будет уверен, что стоимость работ не завышена.

В действительности стороны автострахования столкнулись с множеством проблем:

  • мастерские часто используют детали, бывшие в употреблении, пытаясь сэкономить на ремонте;
  • сервизы затягивают сроки проведения работ, часто они длятся несколько месяцев;
  • центры не хотят работать себе в убыток, поэтому не всегда соглашаются проводить ремонт в пределах той суммы, которую выделяет страховая компания;
  • СТО и страховщик несут дополнительные расходы на уплату неустойки и штрафов;
  • собственнику приходится тратить личное время, чтобы добиться справедливости и защитить свои права: обращаться с письменными претензиями к страховщику, надзорным органам, а также с исковым заявлением в суд.

Лучшим вариантом будет получить денежную компенсацию и выбрать сервисный центр, которому доверяет собственник. Поэтому, прежде чем соглашаться на проведение ремонта, нужно проверить, вдруг полагается денежная выплата. Переписку со страховщиком лучше сохранять, в случае спорных вопросов она станет доказательством, что собственник пытался урегулировать ситуацию в досудебном порядке.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Niavto.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности