Можно ли отказаться от ремонта и получить возмещение в денежной форме по ОСАГО

Можно ли отказаться от ремонта и получить деньги по ОСАГО

Большинство водителей предпочитают получать денежную компенсацию за ущерб автомобиля, полученный в результате аварии. Законом предусмотрено два варианта: восстановление транспорта в сервисных центрах, либо денежная выплата. А вот могут ли собственники авто самостоятельно выбрать вариант возмещения (выплата по ОСАГО или ремонт), об этом читайте в статье.

Можно ли выбрать

В Федеральном законе №40-ФЗ четко регламентируются правила и порядок возмещения полученного ущерба. К сожалению, законно право выбора оставляет за страховой компанией. Определен конкретный перечень оснований, когда ремонтные работы в СТО можно заменить на деньги.

Однако автовладельцы могут изъявить свою просьбу в письменном виде, если не хотят ремонтировать авто, а для них предпочтительнее денежные выплаты. 

В этом случае происходит следующее:

  • водитель подает страховщику заявление с просьбой о возмещении полученного ущерба (при этом нужно сделать ссылку на пп. «ж» ч. 16.1 ст. 12 Закона №40-ФЗ, которая позволяет гражданам право выбора);
  • менеджер компании рассмотрит поступившее заявление и примет решение об одном из двух вариантов с учетом возраста автомобиля, наличия необходимого СТО, имеющихся повреждений автомобиля.

Следовательно, по закону решающее право выбора остается за страховой компанией. Все же, при подаче заявления гражданин может выдвинуть свою просьбу, может быть удастся договориться об условиях, выгодных для всех участников

В каких случаях страховщик выдает направление на ремонт

Страховые компании всегда действуют с выгодой для себя. Поэтому фирмы будут выдавать направления на ремонт во всех случаях, если между страховщиком и станцией техобслуживания заключен договор, не нарушающий норм законодательства.

Практически все компании, в том числе Росгосстрах, Ингосстрах, Альфастрахование и другие не менее популярные фирмы, в приоритете выдача направлений на ремонт.

Поэтому, транспорт направят на восстановление с учетом определенных моментов:

  • если возраст машины небольшой (в пределах 3-4 лет);
  • если автомобиль недавно выпустили с завода (с даты выпуска прошло менее 2-х лет).

В этих случаях калькуляция ремонта будет реально занижена по сравнению с фактической стоимостью проведения ремонтных работ. Чем младше автомобиль, тем выгоднее для страховщика отремонтировать поврежденный объект.

Вместе с тем, даже при таких приоритетах будут учитываться определенные факторы, которые позволят сделать выбор в пользу ремонта или выплаты:

  • нужно помнить, что чем старше автомобиль, тем больше придется возместить страховщику за полученные повреждения, так как калькуляция проводится с учетом износа деталей и запасных частей (при этом, износ автомобиля не может превышать 50%, если машине более 5 лет);
  • другая особенность – если транспорт достаточно молодой, т.е. был выпущен менее 2-х лет назад, то его восстановление разрешается только в представительствах от официального дилера, обычно в таких центрах ремонт будет дорогостоящим, поэтому страховщику проще возместить ущерб путем перечисления денег.

Узнав, что предпочтительнее для страховщика, обратные условия будут выгодными для потерпевшей стороны. Поэтому, если гражданин является собственником новенького автомобиля, то лучше получить деньги, а для более старых машин – лучше сделать ремонт.

Когда выплачивается денежная компенсация

Главная особенность проведения восстановительного ремонта – это замена испорченных деталей и запчастей на новые (не бывшие в употреблении). Страховщику придется из собственных средств оплачивать проведенный ремонт. А вот, если проводится выплата денег, то учитывается износ автомобиля. Поэтому для страховщика будет выгоднее отдать деньги, чем заменить детали в старой машине на новые запчасти. Поэтому, с большей вероятностью, собственникам авто, которых выпустили более 5 лет назад, будет выплачена денежная компенсация.

Кроме того, методика, применяемая страховыми компаниями для расчета выплаты ущерба в рамках ОСАГО несовершенна. Поэтому, если использовать единые правила, то стоимость некоторых деталей можно посчитать по более низкой цене, чем они есть на самом деле. В таком случае, компании выгоднее оплатить ущерб, согласно проведенным расчетам по единой методике, чем расплачиваться с сервисной мастерской за новые детали.

Вместе с тем, на законодательном уровне установлены ограничения, когда автомобиль нельзя направить на ремонт. 

Законом закреплены следующие случаи, когда полагаются выплаты:

  • если компания понимает, что восстановительный ремонт будет длиться дольше 30 дней (при этом, за каждый день просрочки придется уплатить неустойку в размере 0,5%), поэтому для страховщика предпочтительнее выплатить деньги (ст. 15.2 Закона №40-ФЗ);
  • если ближайшая мастерская находится дальше 50 км. от места аварии, либо места жительства пострадавшей стороны (абз. 2 ст. 15.2 Закона №40-ФЗ);
  • если автомобилю менее двух лет с момента производства, а у страховщика отсутствует соглашение с официальным дилером по определенной марке авто (абз. 3 ст. 15.2 Закона №40-ФЗ);
  • если в результате ДТП произошла тотальная гибель автомобиля (с. 16.1 Закона №40-ФЗ);
  • если собственник автомобиля скончался в результате аварии или после нее, а родственники отказались восстанавливать машину;
  • если во время ДТП автовладелец получил тяжелые увечья и написал заявление на получение выплаты;
  • если оказалось, что пострадавший является инвалидом, а его автомобиль имеет специфическую конструкцию, требующий ремонта в специализированных сервисах;
  • если сумма ремонта по калькуляции превышает установленный законом лимит в 400 000 рублей.

Именно в перечисленных случаях страховщик не имеет права отказать в выплате денег взамен проведения ремонта.

Что делать, если страховая отказывается платить?

Собственнику нужно сразу попытаться заключить соглашение о возможной сумме компенсации, просьба указывается в заявлении. Естественно, у страховщика есть законные основания, чтобы отказать в выплате денег. 

Это может быть в следующих случаях:

  • заявление оформлено с ошибками;
  • бланк подан с нарушением установленного срока;
  • представлен неполный комплект документов;
  • причина, не входит в перечень оснований для выплаты денег.

Если гражданин уверен, что страховщик отказывает незаконно, то можно направить жалобу для решения спорного вопроса в надзорные органы (Российский союз автостраховщиков или Центральный банк РФ). 

Если данные учреждения не смогли решить этот вопрос, то пострадавшему придется обратиться в суд. Нужно составить исковое заявление, приложить копии необходимых документов и направить в судебный орган. К сожалению, получить деньги взамен ремонта непросто, поэтому судебные тяжбы могут затянуться. Ведь простые обыватели не знают, как правильно составлять иски, какие потребуются документы и другие нюансы. Поэтому лучшим вариантом для истца будет привлечение к делу опытного автоюриста. Он не только поможет правильно сформулировать и зафиксировать исковые требования, но и сможет представить его интересы в суде.

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Niavto.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности