Правила общения с сотрудниками ГИБДД

Правила общения с сотрудниками ГИБДД

Всем водителям важно знать правила общения с сотрудниками ГИБДД, а также законодательные нормы. Это позволит избежать проблемных ситуаций и бороться с нарушением собственных прав, которые нередко не соблюдаются самими инспекторами.

Основания для остановки

Согласно законодательству, инспекторы ГИБДД вправе останавливать водителей при наличии следующих оснований:

  • Выявление допущенного водителем нарушения ПДД.
  • Получение ориентировки на конкретную марку автомобиля. Например, если совершено правонарушение или преступление, но известен только узкий перечень данных о транспортном средстве. В такой ситуации производится остановка всех машин, подходящих под описание.
  • Ориентировка на конкретный автомобиль или находящихся в нем людей.
  • Потребность в понятых или оформлении свидетельских показаний, если водитель присутствовал при совершении преступления или правонарушения другим человеком.
  • Привлечение участника дорожного движения для оказания помощи другим гражданам или сотрудникам ДПС.
  • Проверка водительских документов. Остановка по такой причине допускается только на контрольных пунктах или стационарных постах.

Согласно Приказу МВД от 20.04.1999 №297, остановка водителей по основаниям, не представленным в вышеперечисленных пунктах, расценивается как нарушение служебной дисциплины. Если водитель столкнулся с этим, он может спросить основание для остановки, но желательно, чтобы тон был максимально спокойным.

Как общаться с инспектором ГИБДД при остановке?

Существует пять основных правил, которых необходимо придерживаться при общении с инспектором ДПС:

  1. Не грубить. В соответствии с Приказом МВД №664, сотрудник должен представиться, назвать должность и звание, обращаться к участнику ДД уважительно и на «вы». То же самое правило работает и в обратном направлении. Если инспектору безосновательно грубить, он может найти ряд оснований для привлечения к ответственности вполне по закону. Например, далеко не все водители возят с собой огнетушитель или аптечку.
  2. Не требовать. В 99% случаев инспекторы представляются. Если водитель не расслышал его данные, можно переспросить, но не требовательным или пренебрежительным тоном.
  3. Знать свои права и обязанности. При остановке водитель не обязан покидать салон автомобиля: достаточно опустить стекло с водительской стороны и корректно беседовать с сотрудником. Последний вправе потребовать его выйти из машины только при подозрении в управлении в нетрезвом виде и отдельных ситуациях, когда общение через дверь не представляется возможным. Также инспектор вправе попросить открыть любое другое окно, кроме водительского.
  4. Не оправдываться. Чаще всего водители сразу начинают оправдываться и объяснять причины допущенных нарушений ПДД, забывая, что это инспектор должен доказывать его вину, а не он – свою невиновность. Вместо оправданий следует попросить сотрудника представить доказательство правонарушения: например, видеозапись. Если она не представлена, но инспектор настаивает на составлении протокола, уезжать с места остановки запрещается. После оформления протокола достаточно написать «с содержанием не согласен», а затем попробовать оспорить его через вышестоящего руководителя службы.
  5. Подкреплять свои слова правовыми нормами. Отстаивая свои права, нужно все аргументировать. Например, если остановка произведена по причине неиспользования ремня безопасности, но у инспектора нет видеозаписи или фотографии, подтверждающей нарушения, можно ссылаться на норму ст. 12.5 КоАП РФ, где указано, что ответственность наступает только при управлении транспортным средством не пристегнутым во время движения. После остановки водитель вправе отстегнуться, чтобы, к примеру, достать для проверки инспектором документы.

Таким образом, главным правилом при общении с сотрудником ГИБДД является вежливость и готовность обосновать свою позицию с точки зрения законодательства.

Уважаемый посетитель!

Вы можете обратиться к дежурному юристу по телефону.

Наш юрист БЕСПЛАТНО Вас проконсультирует.

Если водитель безосновательно грубит, выражается нецензурно или оскорбляет инспектора, он может быть привлечен к административной ответственности.

Когда инспектор может попросить покинуть салон автомобиля?

Наиболее распространенной причиной такой просьбы является подозрение в том, что водитель нетрезв. Также придется выйти из машины для проведения личного осмотра или досмотра транспортного средства и в иных случаях:

  • устранение технической неисправности на месте;
  • оформление документов;
  • сверка номерных знаков со сведениями из документации.

Права и обязанности инспектора

Основные права и обязанности перечислены в ст. 12 и 13 ФЗ «О полиции». Этот закон считается универсальным и актуален для всех сотрудников МВД. Что касается инспекторов ДПС, то они при остановке транспортных средств должны выполнять следующее:

  • Четко показывать сигнал остановки жезлом, указывая, где водителю следует остановиться;
  • Представляться, называть свое звание и должность. Если водитель не расслышал информацию, необходимо все повторить;
  • Предъявить служебное удостоверение в развернутом виде, если этого требует водитель;
  • Уведомить остановленного участника ДД о наличии видеофиксации, если она проводится из салона служебного автомобиля или с помощью специального устройства, которое может быть в нагрудном кармане сотрудника;
  • При составлении протокола разъяснить водителю его права и обязанности.

Стоит учитывать, что неповиновение законным требованиям инспектора ГИБДД грозит водителю ответственностью по ст. 19.3 КоАП РФ, где предусмотрены различные виды наказания, начиная от штрафа и заканчивая административным арестом до 15 суток.

Зная обязанности и права водителей и инспекторов ДПС, можно избежать сложных ситуаций и научиться отстаивать свое мнение, если участник ДД считает, что его наказали по КоАП РФ неправомерно или допустили иное нарушение при общении с ним.


Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Niavto.ru