Можно ли ездить по левой полосе при свободной правой

Разрешено ли движение по левой полосе

Извечный спор между водителями – можно ли ехать по левой полосе. Одни говорят, что машины там могут ездить в любом случае, а вторые придерживаются что левая полоса для обгона. Между тем, особенности езды по разным полосам регламентируются ПДД. Рассмотрим, когда можно ездить по левому ряду, когда это запрещено, и какой штраф ожидает водителей при нарушении правил.

Что написано о движении по левой полосе в ПДД?

Ответы на все вопросы о езде по левой полосе содержатся в п. 9.4 и п. 9.5 ПДД. По большей части запреты касаются загородных трасс:

  1. Вне населенных пунктов нельзя ездить в левом ряду, за исключением поворота налево или опережения. То же самое касается и остальных дорог, по которым разрешается езда со скоростью свыше 80 км/ч, если они обозначены знаками 5.1 (автомагистраль) или 5.3 (дорога для автомобилей, мотоциклов и автобусов).
  2. В населенных пунктах можно ездить по любой полосе, кроме некоторых исключений. Например, если максимальная скорость транспорта не превышает 40 км/ч, водитель может двигаться только по крайней правой. Исключение – повороты, развороты, объезды препятствий: в таком случае выезжать на левую разрешается.
  3. Если на дороге три полосы и более. Здесь месторасположение роли не играет: занимать крайний левый ряд можно лишь в том случае, если остальные две заняты другими автомобилями и наблюдается интенсивное движение. Также допускается выезд только для поворота налево или разворота.

Автомобили с разрешенной максимальной массой от 2.5 тонн могут выезжать на крайнюю левую из трех и более полос только для разворота или поворота налево.

Рассмотрим несколько примеров, как это должно выглядеть на практике:

№1. Езда по населенному пункту. Водитель едет по двухполосной дороге, заняв крайнее левое положение. Здесь никакого нарушения нет: п. 9.4 ПДД запретов не содержит. Далее количество полос меняется, и в попутном направлении их уже три. Здесь водитель может принимать крайнюю левую полосу лишь в том случае, если остальные ряды при активном движении заняты, либо ему нужно повернуть налево, развернуться.

Стоит учитывать знаки и разметку. Даже если при езде в городе две полосы, но есть знаки, указывающие направление движения, нужно руководствоваться ими. Например, нельзя ехать прямо в левом ряду, если знак указывает, что на данном участке дороги можно только развернуться или повернуть налево.

№2. Езда вне населенного пункта. Конец населенного пункта обозначается знакомРазрешено ли движение по левой полосе5.24.1Разрешено ли движение по левой полосе, но ограничения могут быть сняты и знаком Разрешено ли движение по левой полосе3.31Разрешено ли движение по левой полосе. Человек едет на машине в правом ряду. Попутно едущий автомобиль спереди движется с меньшей скоростью, поэтому другому водителю разрешается его опередить. После завершения маневра он должен вернуться в свою полосу.

У многих водителей есть негласное правило, которое поможет избежать некоторых неприятных ситуаций. Несмотря на то, что движение в городе по левому ряду в большинстве случаев разрешено по ПДД, у опытных автовладельцев езда там при свободной правой считается дурным тоном.

Другой вопрос – когда обе полосы заняты, и слева автомобиль едет так же медленно, как и справа. Фактически получается, что вся дорога занята, и тот, кто едет быстрее них сзади, не сможет проехать, или ему придется выезжать на «встречку» в нарушение ПДД. По правилам оба впереди едущих водителя правы, но во избежание дорожных конфликтов лучше так не делать.

Когда ездить в левой полосе разрешено?

Существует несколько ситуаций, когда выезжать на левую полосу можно, не боясь штрафа:

  • если впереди едет другой автомобиль, и его нужно обогнать;
  • если справа есть препятствие в виде ДТП, проведения дорожных работ, и пр.;
  • если водитель хочет развернуться или повернуть налево;
  • если правая часть дороги разбита, и езда по ней представляет опасность.

Если речь идет о зоне вне города или о движении по трехполосной дороге в городе, по окончании любого из указанных выше маневров нужно вернуться в свою полосу. Левую сторону нельзя занимать, даже если она пустая и сзади нет других транспортных средств, которым могла бы помешать машина.

Какой штраф за движение по левой полосе?

Если водитель нарушает п. 9.4 или п. 9.5 ПДД, его могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 12.15 КоАП за нарушение правил расположения автомобиля на дороге. Размер штрафа здесь равен 1 500 руб.

Зафиксировать нарушение может только инспектор ГИБДД. Камеры, фиксирующие несоблюдение п. 9.4 или п.9.5 ПДД, пока еще нигде не установлены. На месте составляется протокол, где сразу будут указаны реквизиты для оплаты.

Если оплатить штраф в течение 20 дней, можно воспользоваться скидкой – 50% от суммы. В конечном итоге перечисляется только 750 вместо 1 500 руб.

Можно ли ездить по левому ряду в черте города?

Как говорилось ранее, п. 9.4 ПДД действует только в отношении загородных участков дорог. В городе же можно ездить по любой полосе, главное – соблюдать предписание знаков и разметки.

Однако изначально левая полоса предназначена для разворотов, движения налево и обгона. Если же ездить на ней прямо, штрафа за это не будет. Исключение – некоторые виды транспортных средств, которым запрещается без крайней нужды ездить слева:

  • большегрузы;
  • буксируемые и буксирующие машины;
  • транспорт, который технически не может разгоняться до скорости более 40 км/ч;
  • неисправные машины, водители которых едут со включенными «аварийками».

Вышеуказанные категории транспортных средств могут ездить на дороге слева лишь в том случае, если их водители собираются повернуть налево или развернуться.

Что делать, если ехал по левой полосе и остановил сотрудник ГИБДД?

Несмотря на предусмотренную ответственность, привлечь к ней за движение по левой полосе на участке дороги, где это запрещено без необходимости, крайне проблематично. Инспекторам придется доказывать, что водитель нарушил ПДД. Тот, в свою очередь, может объяснить езду слева следующим образом:

  • правый ряд был занят другим автомобилем, едущим с меньшей скоростью, и нужно было его опередить;
  • в правом ряду было препятствие, которое пришлось объезжать: яма, выбоина, ДТП.

Чаще всего водители объясняют движение в левом ряду поиском поворота налево. За это инспекторы наказывать не вправе. Если протокол все же составлен, нужно сделать на нем пометку о несогласии и указать причины. После этого протокол можно оспорить через суд или руководителя ГИБДД.

Как оспорить протокол?

Составленный протокол выдается водителю на руки, и впоследствии его можно обжаловать. Самый простой способ – подать письменную жалобу руководителю инспекции. Сделать это можно через сайт ведомства или принести заявление лично.

Свою позицию придется аргументировать, указав, по какой причине пришлось ехать за городом по левому ряду и на каких основаниях должны отменить ответственность по ст. 12.15 КоАП РФ.

Руководитель рассматривает заявление в течение 10 дней, срок начинает исчисляться со дня, следующего за датой подачи.

Альтернативный вариант – оспаривание в судебном порядке. Это труднее и занимает много времени. В общей сложности процесс может длиться до двух месяцев. 

Подать заявление можно несколькими способами:

  • лично в суд по месту нахождения ответчика – ГИБДД;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • через представителя по доверенности;
  • через ГАС «Правосудие» онлайн.

В процессе разбирательств придется отстаивать свою позицию. В качестве доказательств можно использовать записи с видеорегистратора, не лишними будут свидетельские показания.

По результатам суд выносит постановление. Протокол им отменяется или остается без изменений. В первом случае штраф платить не придется, во втором постановление обжалуется через апелляционный суд в течение 1 месяца.

Чтобы избежать штрафа, достаточно соблюдать ПДД и не ездить в левом ряду при свободном правом, если речь идет о загородной дороге. При движении по городу можно ездить в любой полосе, исключение – крайний левый ряд на трехполосной дороге: он предназначен только для разворота или поворота налево.

Важно учитывать, что в процессе управления машиной нужно руководствоваться не только ПДД, но и дорожной обстановкой. Например, водителя не оштрафуют, если он докажет, что ехал в левом ряду из-за препятствия в правом, или ему нужно было повернуть налево. Пока что практика показывает, что протоколы за такие нарушения оформляются крайне редко и в основном в рамках запланированных рейдов ГИБДД.

Автохам: выпуск №148. Правила левой полосы
Штраф за движение по левому ряду которого нет
Феномен “левой полосы” или подмена понятий
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Niavto.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности