Обгон на перекрестке по главной дороге

Обгон на перекрестке: особенности, ответственность

Обгон на перекрестках запрещен, но не всегда и не во всех случаях. Бывают ситуации, когда выезд на встречную полосу допускается. Если же водитель решит действовать в нарушение ПДД, его могут привлечь к ответственности и лишить прав, или как минимум оштрафовать на несколько тысяч. Рассмотрим, когда и на каких перекрестках можно обгонять, когда такой маневр запрещен и на какую сумму оштрафуют за несоблюдение правил.

Что такое обгон и какие бывают перекрестки?

Под обгоном подразумевается опережение попутно едущего автомобиля с выездом на встречную полосу. Если же водитель просто перестраивается в соседний ряд, а на «встречку» не выезжает, это считается опережением.

Что касается самих перекрестков, то они бывают двух типов:

  1. Нерегулируемые. На них нет светофоров, а при движении водители обязаны руководствоваться ПДД, знаками и разметкой. Например, если стоит знак «Движение без остановки запрещено» Обгон на перекрестке: особенности, ответственностьОбгон на перекрестке: особенности, ответственность, нужно остановиться возле него или стоп-линии и убедиться, что на главной дороге нет других автомобилей.
  2. Регулируемые. На них всегда есть светофоры, а в случае поломки движение регулируют инспекторы ГИБДД. При отсутствии инспекторов водители должны смотреть на разметку и знаки.

Помимо наличия или отсутствия светофора, перекрестки отличаются по форме: Т-образные, Х-образные, У-образные. Также они могут быть простыми, где пересекаются всего две дороги, либо сложными – с пересечением нескольких дорог.

ДТП происходят чаще всего именно на перекрестках. Даже если обгон на них не запрещен, лучше воздержаться от такого маневра, дабы спасти свою жизнь и имущество.

Наиболее яркий пример аварии:

Водитель движется с разрешенной скоростью по главной дороге, обгоняет попутный автомобиль. Его водитель не замечает обгоняющего и начинает поворачивать налево. Как итог – в лучшем случае разбитые машины. По правилам обгоняющий не виноват, но иногда личность виновника утрачивает значение, если речь идет о гибели людей.

Есть еще один пример, который показывает: если и обгонять на перекрестке, то максимально аккуратно.

Машина едет по загородной трассе, главная дорога. Водитель решает обогнать попутную машину, в это же время со «второстепенки» поворачивает налево другой автомобиль, происходит ДТП. Формально обгоняющий снова не виноват: выезжающий со второстепенной дороги должен убедиться, что его маневр никому не помешает и не спровоцирует аварию.

Но статистика неутешительна, и чаще всего аварии при обгоне на перекрестках отличаются от остальных большим количеством пострадавших. Решив обогнуть другой автомобиль, водитель заметно увеличивает скорость, что в конечном итоге в разы увеличивает силу удара при столкновении. Нужно быть аккуратным.

Когда обгон на перекрестке разрешен?

Обгонять другие машины на перекрестках разрешается в нескольких ситуациях:

  • обгоняющий едет по главной дороге, а знаки, запрещающие выезд на «встречку» Обгон на перекрестке: особенности, ответственностьОбгон на перекрестке: особенности, ответственность, отсутствуют;
  • перекресток считается нерегулируемым.

Но нужно учитывать и другие факторы: например, разметку дороги, запрещающие знаки. Даже если водитель едет по главной, а перекресток считается нерегулируемым, но встречная и попутная полосы разделены сплошной линией, обгонять нельзя.

Не допускается обгон и при наличии знака «Ограниченная видимость» Обгон на перекрестке: особенности, ответственностьОбгон на перекрестке: особенности, ответственность Обгон на перекрестке: особенности, ответственностьОбгон на перекрестке: особенности, ответственность Обгон на перекрестке: особенности, ответственностьОбгон на перекрестке: особенности, ответственность Обгон на перекрестке: особенности, ответственностьОбгон на перекрестке: особенности, ответственность. Полоса встречного движения может быть недоступна для полноценного обзора, и у водителя есть риск попасть при выезде на нее в аварию.

Когда обгонять запрещается?

Обгонять попутные машины запрещено во всех ситуациях, кроме описанных выше. Разберемся в каждой более детально.

Если водитель едет по главной дороге

Если машина едет по главной, при этом на перекрестке нет светофора, а разметка допускает обгон, можно действовать. Сама главная дорога обозначается знаком Обгон на перекрестке: особенности, ответственность2.1Обгон на перекрестке: особенности, ответственность

Иногда дороги меняют направление: фактически полоса проложена прямо, но знак указывает, что главная уходит направо или налево. Здесь необходимо руководствоваться п. 13.10 ПДД, и при обгоне пропустить тех, кто приближается с правой стороны (известная всем помеха справа). Именно они будут иметь преимущество, и придется останавливаться или как минимум снизить скорость для пропуска.

В городах перед перекрестками чаще всего нарисованы сплошные линии разметки. Вне зависимости от типа дороги, наличия или отсутствия светофора, пересекать такую линию категорически запрещается.

Если автомобиль движется по второстепенной дороге

На второстепенных дорогах обгонять нельзя по двум причинам:

  1. Они могут заканчиваться, и за ними начнутся главные.
  2. Если пересекаются две «второстепенки», нужно руководствоваться правилом «помехи справа» и пропускать всех, кто едет с правой стороны.

Пример:

Машина едет по «второстепенке», которая пересекается с главной. Перекресток Х-образный, водителю нужно ехать прямо. Перед пересечением он обязан остановиться и пропустить всех, кто едет по главной. Если этого не сделать, есть шанс попасть в аварию. Лучше не обгонять, дабы не нарушать ПДД.

Если перекресток регулируемый

Здесь ответ однозначен: обгонять на перекрестке, где есть светофор или регулировщик, категорически запрещено. Кроме того, чаще всего перед ними рисуются сплошные линии разметки. Если водитель совершит обгон, его привлекут сразу по двум статьям: за нарушение правил обгона и требований разметки. Могут лишить водительского удостоверения.

Если перекресток нерегулируемый

Ранее говорилось, что под нерегулируемым подразумевается перекресток, на котором нет регулировщика или светофора. Обгонять на нем можно, но при соблюдении одновременно нескольких условий:

  • машина едет по главной дороге;
  • линией разметки и знаками обгон не запрещен.

Обгоняя на нерегулируемых перекрестках, следует быть внимательным и помнить о других водителей, которые часто не контролируют дорожную обстановку и не смотрят по зеркалам. Перед выездом на «встречку» нужно убедиться в отсутствии других автомобилей там, и также в хорошем обзоре дороги.

Какая ответственность за обгон на перекрестке?

За обгон попутной машины на перекрестке в нарушение правил могут оштрафовать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ. Размер штрафа составляет 5 000 руб., но возможно и лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Окончательное решение принимает суд, куда инспекцией передаются материалы дела.

Если же человека уже привлекли к ответственности, а он повторно совершил одно и то же правонарушение, применяются более суровые меры ч.5 ст. 12.15 КоАП РФ. Вместо лишения на полгода суд может изъять водительское удостоверение уже на срок до 12 месяцев. Если же нарушение зафиксировано камерами, лишение не применяется, но придется заплатить штраф – 5 000 руб.

Если водителя наказали в первый раз и выписали штраф, при оплате в первые 20 дней можно оплатить его со скидкой в 50%. Если же правонарушение совершено повторно, скидка предоставляться не будет.

Можно ли оспорить штраф?

Если нарушившего водителя останавливает инспектор ГИБДД, протокол составляется на месте. Он уже содержит реквизиты для оплаты, а также описание самой ситуации. Его можно оспорить через руководителя ведомства или в суде. В случае, когда речь идет о лишении, материалы передаются в суд, и отстаивать свои права нужно там.

Если же нарушение зафиксировала камера, прав не лишают, а штрафуют на 5 000 руб. Вместо протокола оформляется постановление, его копия приходит собственнику машины по адресу регистрации. Оспорить постановление тоже можно.

Что может стать основанием для оспаривания:

  1. Водитель не заметил запрещающий знак и совершил обгон. При этом важно, чтобы знак был закрыт: например, необрезанными ветками деревьев. На заседание рекомендуется представить фотографии или видеозаписи с месторасположения этого знака.
  2. Водитель нарушил ПДД, но протокол составлен с процессуальными ошибками. Например, инспектор неверно указал Ф.И.О. гражданина. Малейший недочет может стать основанием для аннулирования документа.
  3. Штраф пришел собственнику, но машиной управлял в момент нарушения другой человек. Придется доказывать, что владелец не был за рулем. Это усложняется тем, что не все люди, взявшие машину у своих друзей или знакомых, согласятся признавать свою вину и оплачивать штраф.
  4. В момент обгона запрещающих знаков не было, а сплошная линия разметки стерлась. Нужно сфотографировать дорогу, чтобы было видно: разметки действительно нет. Эти фотографии могут понадобиться в суде. Инспекторы часто говорят, что по проекту на дороге предусмотрена сплошная, и пытаются давить на то, что все местные жители знают, что она когда-то там была. Не следует грубить или наоборот – поддаваться на провокации. Лучше указать в протоколе свое несогласие, сделать фотографии и защитить свои права через суд.

Если водителя хотят лишить прав, дело будет рассматривать суд. На заседании крайне важно сразу представить все доказательства и постараться добиться принятия решения в свою пользу. Потом его оспорить будет сложнее, если удостоверение все же изымут.

Как снизить вероятность аварии на перекрестке?

Самое главное для любого водителя – это внимательность на дороге. Нужно думать за себя, других водителей и даже пешеходов. Есть и другие практические рекомендации, которые в жизни помогут избежать ДТП:

  1. Следите за знаками. Даже если вы едете по главной и вблизи нет регулируемого перекрестка, один незамеченный позади знак может сыграть злую роль. Как минимум оштрафуют, как максимум можно попасть в ДТП. Например, если речь идет о знаке, запрещающем обгон, но он обычно применяется вместе со сплошной линией разметки. Неосознанно нарушить ПДД в данной ситуации крайне проблематично.
  2. Следите за водителем другого автомобиля, который вы обгоняете. Он может не заметить вас, особенно если ваша машина находится в «слепой зоне». Если он решит повернуть налево, и в этот момент вы будете ехать по встречке, столкновения будет сложно избежать.
  3. Перед обгоном посмотрите на встречную полосу. Если машина маломощная, и есть шанс, что маневр доставит неудобства другим водителям, лучше повременить с ним. Даже если в автомобиле 500 л.с., нет никаких гарантий, что обогнать 100% получится, когда встречные машины находятся в непосредственной близости.
  4. Действуйте уверенно, но не переоценивайте свои силы. На дороге нужно все тщательно рассчитывать. Малейшая ошибка чревата печальными последствиями.
  5. Всегда смотрите по зеркалам. Водитель обязан контролировать дорожную обстановку не только при выполнении маневров, но и в целом во время езды. При обгоне зеркало заднего вида может спасти жизнь: нужно убедиться, что едущие сзади автомобили не собираются обгонять, и только после этого можно выезжать на «встречку».
  6. Будьте предсказуемы. Дорога – это не то место, где нужно показывать свой непредсказуемый нрав. Важно пользоваться поворотниками и не совершать резких маневров, которые могут оказаться неожиданными для других людей.
  7. Учитывайте других водителей, которые не пользуются зеркалами, и, возможно, ПДД ни разу не открывали. К сожалению, такие люди есть. Они могут не действовать по правилам, в отличие от вас, но в результате по их вине может пострадать как минимум ваше имущество, как максимум – здоровье.
  8. Учитывайте пешеходов, которые могут переходить дорогу в неположенном месте. За сбитого пешехода вне перехода к уголовной ответственности привлекать не будут, а вот по ГК РФ возмещать причиненный вред придется ему или его родственникам. И хорошо, если страховой суммы хватит для покрытия ущерба.

Самое главное – помните, что лучше иной раз приехать на 10 минут позднее, чем подвергать себя и окружающих риску, пусть и действуя согласно ПДД. Обгонять можно лишь в том случае, если вы едете по главной дороге, она не меняет направление направо или налево, а запрещающие знаки отсутствуют.

Нарушение правил обгона. Сборник спорных ситуаций
Когда запрещен обгон. Опасное выполнение обгона
Вопросы юристу
Здравствуйте.
Я попал в ДТП на перекрестке, дело было так: подъехав к перекрестку по второстепенной дороге и убедившись, что слева нет помех я медленно поехал дальше. Возможность видеть дорогу с права не имел, так как на углу дома стоит дом. Выехав на перекрёсток в меня, врезалась машина, водитель которой совершал обгон на перекрестке. Сотрудник ДПС сделал меня виновным в этом ДТП. Он прав?
Анастасия Геннадьевна
Добрый день.
Обгон на нерегулируемом перекрестке запрещен при движении по второстепенной дороге (пункт 11.4 ПДД). Водитель, который совершал обгон при движении по главной дороге, ПДД не нарушил. Вывод сотрудника ДПС правомерен.
Рейтинг
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Niavto.ru
Комментарии: 2
  1. Евгений

    Здравствуйте! У меня вопрос, я совершал обгон на т-образном перекрестке, запрещающих знаков не было и разметки тоже. Был туман видимость метров 200. В момент когда я поровнялся с машиной она стала поворачивать налево на второстепенную полосу. Я естественно выруливал налево и тормозил, и въехал в бок этой машины. Кто виноват в данной ситуации?

    1. Юрист-консультант Анастасия

      Добрый день Евгений. Скорее всего, в данной ситуации будет признана обоюдная вина. Оба водителя не убедились в безопасности маневра.
      Для того чтобы установить вину второго участника ДТП необходимо доказать, что он начал выполнять поворот уже в процессе выполнения Вами обгона. При этом указатель поворота у него не был включен. Доказать данные обстоятельства довольно сложно, второй водитель будет утверждать, что приближаясь к повороту он заранее включил указатель поворота и Вы начали обгонять его в процессе выполнения им поворота.
      Кто из Вас здесь прав установить практически невозможно. Ситуацию может прояснить и исправить видеорегистратор.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности

Здравствуйте. Я попал в ДТП на перекрестке, дело было так: подъехав к перекрестку по второстепенной дороге и убедившись, что слева нет помех я медленно поехал дальше. Возможность видеть дорогу с права не имел, так как на углу дома стоит дом. Выехав на перекрёсток в меня, врезалась машина, водитель которой совершал обгон на перекрестке. Сотрудник ДПС сделал меня виновным в этом ДТП. Он прав?
Добрый день.
Обгон на нерегулируемом перекрестке запрещен при движении по второстепенной дороге (пункт 11.4 ПДД). Водитель, который совершал обгон при движении по главной дороге, ПДД не нарушил. Вывод сотрудника ДПС правомерен.